Бензин начинается с Яи // Газета «Кузбасс»

07.06.2011

Бензин начинается с Яи // Газета «Кузбасс»

Последний топливный кризис заставил руководство страны признать монополизм в отрасли главной причиной проблем. Несмотря на то, что мощностей сибирских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) хватает для удовлетворения потребностей региона в бензине, крупные нефтяные компании отправляют топливо со своих НПЗ на экспорт, когда в самой Сибири на АЗС выстраивались очереди. Как недавно заявил вице-премьер Игорь Сечин, государство сейчас рассматривает возможность создания независимого от крупных нефтяных компаний нефтепереработчика именно для того, чтобы избегать подобных кризисов. Тем временем в Кузбассе начался обратный отсчет времени до запуска крупного независимого НПЗ. В Яйском районе меньше чем через год должны выдать первое топливо.
 
Топливная независимость

Ставку на свое топливо в Кузбассе сделали еще в начале 2000-х, когда в регионе начали появляться мини-НПЗ, мощностью до 100 тыс. тонн в год. Так бизнес, занятый строительством дорог и добывающий уголь, пытался снизить свою зависимость от внешних поставок топлива в регион: свое всегда в наличие, да и дешевле привозного. Однако серьезного влияния на всю экономику региона это, надо признать, не оказывало. Серьезные заявки на общекузбасское значение проектов нефтепереработки родились в Анжеро-Судженске и в Яйском районе. Здесь недалеко от линейной перекачивающей диспетчерской станции магистрального нефтепровода госкомпании «Транснефть» началось создание нефтеперерабатывающего комплекса. Одну его часть – на 2 млн тонн переработки нефти в год строит кемеровское ЗАО «УК КЕМ¬ОЙЛ». Вторую и самую значимую – на 3 млн тонн – новокузнецкое ЗАО «НефтеХимСервис». Именно с последней сейчас власти региона связывают основные надежды на принципиальные изменения структуры потребления топлива в Кузбассе уже в следующем году. Ведь в апреле-мае следующего года Яйский НПЗ должен выдать первое дизтопливо, на которое смогут рассчитывать угольщики, металлурги, селяне – основные промышленные потребители моторного топлива в Кузбассе. Расчетные показатели по выпуску продукции на НПЗ таковы, что уже на первом этапе «своим» топливом Кузбасс может закрыть не менее трети своих потребностей. И за счет сокращения транспортных издержек оно будет на 10-15% дешевле привозного. А в 2015 году к дизтопливу должен прибавиться и бензин самого высокого экологического стандарта «Евро-4».  В прошлую пятницу председатель совета директоров компании Юрий Кушнеров заявил, что предприятие уже начало подготовку к строительству второй очереди предприятия, которая и рассчитана на выпуск не только ГОСТовского дизтоплива, но и бензина и ряда других продуктов нефтехимии. Реализация этих планов сегодня в руках государства.
 
Увидеть, поверить, посчитать

В сентябре 2008 года недалеко от поселка Кайла Яйского района было пустое поле. Камень, заложенный в честь начала строительства НПЗ, да масса техники для земляных работ. Тогда мало кто верил, что столь масштабная стройка – а этот на сегодня самый крупный инвестпроект Кузбасса оценивается в 57 млрд рублей – по силам инвесторам, да еще в разгар кризиса. Но сегодня достаточно осмотреть чуть более 60 га стройплощадки завода, чтобы не задавать «лишних» вопросов.
 
Парк резервуаров высотой с пятиэтажный дом на 300 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов почти готов. К нему уже в июле должны подвести нефтепроводы по готовой эстакаде. К слову, различных трубопроводов на строящемся НПЗ будет 120 км. Главный нефтепровод от линейной станции уже проложен.
 
Основной объект для монтажников сегодня – комплекс ректификационной колонны №1 – будущее сердце предприятие, где нефть будет делиться по фракциям. Монтаж оборудования планируется завершить в ноябре. Потом, с естественным перерывом на морозы, – пуско-наладочные работы, монтаж автоматизированной системы управления всем НПЗ (в отличии от действующих на таких заводах систем она будет единая, а не «лоскутная», что, естественно, повышает надежность объекта). Параллельно строятся котельная, очистные сооружения, прокладываются железнодорожные пути (их будет 160 км) для вывоза готовой продукции.
 
Губернатор Аман Тулеев, познакомившись в пятницу с ходом строительства, сказал, что, если три года назад инициаторов проекта многие не воспринимали всерьез, то сегодня от того факта, что в Кузбассе рождается целая новая отрасль – нефтепереработку – не отмахнуться. А в мае этого года распоряжением Минэнергетики РФ Яйский НПЗ внесен в реестр российских НПЗ. Государственный же Сбербанк РФ уже второй год – главный партнер строительства. Проект поддержан кредитной линией на 7,5 млрд рублей как один из самых перспективных в Сибири. И сегодня из более 7 млрд рублей уже освоенных на строительстве 3,8 млрд рублей  – средства кредитной линии. Ход реализации проекта, как отметил в пятницу заместитель председателя Сибирского банка Сбербанка РФ Сергей Шелковой, полностью удовлетворяет кредитора. Как и сотрудничество с властями региона, которые предоставили бюджетные гарантии на эту кредитную линию.
 
Сейчас, как говорит Юрий Кушнеров, нет проблем, тормозящих строительство, которые зависели бы «от нас». Иное дело – все та же монополизация на нефтяном рынке.
 
Чтобы нефть по трубопроводу «Транснефти» пошла на Яйский НПЗ, завод в Томской области должен построить дополнительную перекачивающую станцию. Таковы условия договора с «Транснефтью», выполнять который завод, естественно будет. Вопрос только мощности станции. Яйскому НПЗ нужно 3 млн тонн нефть. «Транснефть» настаивает на 6-миллионной станции.
 
Цена вопроса – 4 млрд рублей, которые можно было бы направить на строительство второй очереди НПЗ. Иначе говоря, в руках «Транснефти» сейчас судьба целого региона, который хочет снизить свою топливную зависимость. Потому помочь в решении этого вопроса губернатор пообещал лично на уровне руководства страны.
 
Стройка требует специалистов

Сегодня на стройплощадке Яйского НПЗ занято порядка 1 тыс. человек. В ближайшие дни на строительные и монтажные работы будут привлечены еще более 100 человек. За исключением узких специалистов из компаний, специализирующихся на сварочных и монтажных работах на подобных объектах, на стройплощадке работают кузбассовцы. А для подготовки кадров для будущего завода уже заключены договоры с Ачинским техникумом нефти и газа и Томским политехническим университетом. А в Анжеро-Судженском политехническом колледже в этом году будет спецнабор для будущих работников НПЗ.

Возврат к списку