«НефтеХимСервис»: переход ко второй очереди Яйского НПЗ // Коммерсант

31.05.2011

«НефтеХимСервис»: переход ко второй очереди Яйского НПЗ // Коммерсант

Новокузнецкая компания «НефтеХимСервис» начала подготовку к строительству второй очереди Яйского нефтеперерабатывающего завода (на севере Кемеровской области) мощностью 3 млн тонн нефти в год. В один из крупнейших инвестиционных проектов Сибири вложено уже 7 млрд рублей, и за год до пуска первой очереди завода руководство компании приступило к проектированию второй очереди. Это связано с тем, что основные задачи, предусмотренные первым этапом строительства, практически выполнены, и создана основа для дальнейшего развития. О том, что уже сделано на строительной площадке Яйского НПЗ и какой видят вторую очередь завода в компании, рассказывает председатель совета директоров ЗАО «НефтеХимСервис» Юрий Петрович КУШНЕРОВ.
 
– На каком этапе находится сегодня строительство первой очереди Яйского нефтеперерабатывающего завода?
– Строительство Яйского НПЗ идет успешно уже третий год. Сегодня мы освоили около 7 млрд рублей из 11 млрд рублей, запланированных на первую очередь предприятия, т.е. практически 70%. На самом деле уровень освоения инвестиций выше, ведь нужно учитывать уже сделанные и оплаченные заказы на технологическое оборудование и автоматизированную систему управления предприятием, которые пока изготавливаются и будут установлены позднее. Ещё в прошлом году на заводе были построены основные объекты инженерной инфраструктуры завода – система энергоснабжения, куда входит пятикилометровая ЛЭП на 110 кВ, которая соединила его с подстанцией 110/10 кВ общей мощностью 16 мВт, проложены все необходимые подземные коммуникации – водопроводы, канализация, трубопроводы и т.д. По сути, вся инженерная инфраструктура Яйского НПЗ готова, и не только для первой очереди. В списке готовых объектов товарно-сырьевой парк, железнодорожные пути, приемо-сдаточный пункт нефти. Кроме этого, выстроены практически все объекты общезаводского хозяйства – пожарное депо, административно-бытовой комплекс, склады, ремонтно-механический цех, лаборатория. В октябре-ноябре планируем завершить строительство очистных сооружений. Таким образом, основы для второй и даже для третьей очереди предприятия у нас уже заложены. Кроме этого выполнены все подготовительные работы ко второй очереди, которые были заложены в проекте, прошедшем Главгосэкспертизу для первой очереди.
 
– Какие, к примеру?
– Ну вот, к примеру, эстакады для трубопроводов. Они уже построены, хотя для первой очереди их явно больше, чем необходимо. А вот здесь (Юрий Кушнеров показывает на большом дисплее в своем кабинете в Новокузнецке всю картину стройки, благодаря постоянно работающей веб-камере на площадке Яйского НПЗ) уже приготовлены фундаменты для новых эстакад и трубопроводов, а также новых перерабатывающих установок второй очереди завода. Само проектирование Яйского НПЗ было выполнено и нынешнее строительство ведется из расчета на продолжение проекта, на то, что вслед за первой очередью будет вторая, а затем и третья.
 
– А как обстоят у Вас дела с подключением завода к магистральному нефтепроводу?
– Договоренность о таком подключении мы оформили в начале этого года. Перед этим подготовили проект, весной по нему начались работы. Сегодня трубопровод от завода к линейной производственно-диспетчерской станции «Анжеро-Судженск» ОАО «АК «Транснефть» протяженностью 7,5 км уже уложен. Идет монтаж станции учета на этой врезке. Все работы выполняют специально приглашенные сертифицированные «Транснефтью» подрядчики, генподрядчиком выступает томское ООО «Сибнефтегаз», но всё это присоединение со станцией учета будет частью Яйского НПЗ. В сентябре введем объект в строй.
 
– Но помимо этого Вы планировали и железнодорожную доставку нефти на завод. Сохраняете такие планы?
–Да, безусловно. Нам важно дать понять рынку, нашим будущим партнерам, что Яйский НПЗ будет опираться на разные источники сырьевого снабжения – использовать нефть и тех компаний, которые могут поставлять ее по железной дороге, и тех, что по трубе. Железнодорожные подъездные пути, соединяющие завод с Транссибом, мы построили ещё в прошлом году, а вот сливную эстакаду для выгрузки нефти и погрузки готовых продуктов планируем ввести в строй в феврале будущего года, ближе уже к пуску первой очереди. Чтобы не проблем с одной системой доставки сырья, чтобы обеспечить полную надежность снабжения, мы строим две дублирующие системы.
 
– Пуск первой очереди завода запланирован на начало будущего года?
– Да, в наших планах – ввести в строй первую очередь Яйского НПЗ в марте-апреле будущего года. Хотя практически все задачи необходимые для ее строительства выполнены, и мы не видим каких-либо проблем в этой части проекта. В январе нынешнего года на заводе начался монтаж основного технологического оборудования – атмосферной печи, блока колонн, электрообессолевающей установки и теплообменного оборудования. Всю установку первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ мы планируем полностью смонтировать через два-три месяца. Потом пойдет уже этап пуско-наладочных работ. В них самое сложное – это установка и настройка средств автоматизации и необходимого программного обеспечения. Эти занимается ООО «Инвенсис Проусесс Системс», российская «дочка» американской, точнее, транснациональной, компании Invensys, крупнейшего мирового поставщика оборудования, технологий и программного обеспечения для автоматизации технологических процессов на нефтеперерабатывающих предприятиях. Мы рассчитываем, что свою часть работ они выполнят в конце нынешнего – в начале следующего года. И с учетом, конечно, необходимого перерыва на зимние морозы, весной 2012 года планируем вначале тестовую работы первой очереди, а затем ее пуск. Поскольку нам понятно, что и как будет сделано в ближайшее будущее, и никаких трудностей на этом пути не предвидится, мы ставим для себя задачу, определиться с параметрами второй очереди предприятия.
 
– И какой Вы планируете эту вторую очередь Яйского НПЗ?
– Нужно понимать, что первая очередь любого нефтеперерабатывающего завода стандартна. Она предусматривает первичную переработку нефти с выходом таких продуктов, как дизельное топливо, прямогонный бензин, мазут, газойль. Глубина переработки на Яйском заводе в этом случае планируется на уровне 59-60%, но это предел для первичной переработки. С вводом в строй второй очереди мы увеличим глубину переработки уже до 80-82%, а с пуском третьей – до 93%. При этом важно определиться с направлением дальнейшего строительства завода, с выбором акцента в специализации предприятия.
 
– Каким образом?
– Для разработки технологических процессов второй очереди мы пригласили представителей ведущих мировых компаний «Фостер Уиллер», «Хоневелл», «Axens», представителей научно-исследовательских институтов, занимающихся разработкой современных технологий в области нефтепереработки. Мы уже не один год внимательно изучаем состояние дел в этой сфере и пришли к выводу, что широкого выбора в определении специализации завода нет. Условно говоря, после первичной переработки можно сделать три различных варианта НПЗ – «дизельный», с акцентом, соответственно, на выпуск дизельного топлива, «бензиновый» и нефтехимический. Кроме того, есть еще возможности выбора в производстве дополнительных продуктов. Изучив потенциальный рынок сбыта нашей продукции, расположение и специализацию других производителей, мы выбрали «дизельную» специализацию Яйского НПЗ, а в качестве дополнительного продукта – нефтяной кокс. Он используется на алюминиевых заводах, а их только в Кузбассе и соседних с ним регионах работает четыре, плюс два в Иркутской области, и еще два строятся. Так что рынок сбыта есть, кроме того, этот продукт можно и экспортировать.
 
– Выбрав специализацию, что Вы намерены делать дальше?
– Компания «НефтеХимСервис» продолжает обсуждение этого вопроса с привлечением специалистов – проектировщиков, ученых, инженеров. Но уже в ближайшее время решение будет утверждено, и уже в сентябре – октябре мы планируем объявить тендер на проектирование второй очереди Яйского НПЗ. Как видите, это будет сделано задолго до ввода в строй первой очереди и независимо от него. Через два месяца после объявления тендера мы выберем проектировщика. Обычно проектирование занимает около полутора лет вместе с необходимыми согласования и экспертизами, после чего, это ориентировочно в середине 2013 года, мы приступим к строительству второй очереди. Оборудование для него будет заказано за рубежом, в России, к сожалению, не производится. Зато первая очередь у нас – практически вся от отечественных производителей. Во второй очереди Яйского НПЗ будут установлено оборудование гидроочистки дизтоплива, очистки газов от сероводородов, производства серы, замедленного коксования, вакуумный блок и водородная установка. Всё это планируем смонтировать в течение 2013-2015 гг. Стоимость этой части завода – 18 млрд рублей.
 
– Какую государственную поддержку получает проект Яйского НПЗ?
– С самого начала наш проект получает всестороннюю поддержку губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева. Благодаря его одобрению проекта, мы не испытываем сложностей в процессе строительства, при согласованиях на местном уровне, получении землеотводов и пр. Но этого мало в апреле нынешнего года мы получили и финансовую поддержку. По инициативе губернатора мы получили от областного совета народных депутатов гарантии по банковским кредитам на 2 млрд рублей. Кроме этого, недавно Министерство энергетики РФ в своем распоряжении от 16 мая 2011 года включило Яйский нефтеперерабатывающий завод в реестр проектируемых, строящихся и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации. Это очень важный факт признания значимости, необходимости нашего проекта.
 
– Какое социально-экономическое влияние оказывает проект Яйского НПЗ на Анжеро-Судженск и Яйский район? Оно уже чувствуется?
– Безусловно, мы уже оказываем определенное влияние. Надеюсь, что исключительно позитивное и на экономику прилегающих территорий и на пополнение бюджетов муниципалитетов. Сегодня на площадке Яйского НПЗ занято свыше 900 человек, работников подрядных организаций и сотрудников завода. Частично это приезжие кадры из-за пределов Кузбасса, но в основном, наши местные работники. У них довольно высокий для Анжеро-Судженска уровень заработков, они тратят эти деньги в местных магазинах и предприятиях бытовых услуг, в бюджет города идет и налог на доходы физических лиц. Яйский район будет получать с нашего завода налоги на землю и имущество. С запуском в следующем году первой очереди только на самом Яйском НПЗ будет занято около 600 человек. С теми же позитивными последствиями для Анжеро-Судженска и Яйского района. Плюс к этому будут продолжать работать сотрудники подрядных организаций, и около 1500 дополнительных рабочих мест создается вокруг завода в смежных организациях и предприятиях (транспорт, пожарная охрана, строительство). В 2012-2014 гг. только при работающей первой очереди завода мы ожидаем выплату 1 млрд рублей налогов ежегодно в бюджеты всех уровней. Кроме того, мы уже начали подготовку кадров для завода – в марте «НефтеХимСервис» подписал договор с Анжеро-Судженским политехническим колледжем о совместной работе по подготовке кадров для нефтеперерабатывающей отрасли. В сентябре с нового учебного года в колледже откроется новая специальность, в расписании занятий появятся новые предметы. Студенты колледжа будут проходить практику на заводе, а лучшие, в перспективе, получат на нем и работу. Мы готовы участвовать в обновлении материально-технической базы колледжа и организовывать стажировку преподавателей специальных дисциплин. В дальнейшем планируем наладить тесное сотрудничество еще с рядом учебных заведений, в частности с Ачинским техникумом нефти и газа и Томским политехническим университетом.

Возврат к списку