Яйский НПЗ: На пути к стратегической цели.

25.05.2012

Яйский НПЗ: На пути к стратегической цели.

 

Специфика работы главного редактора межрегиональной газеты заставляет часто ездить по всем регионам Сибири. Езжу, как правило, сам за рулём. И скажу прямо – цены на бензин в Кемеровской области являются предметом зависти всех водителей. В любые кризисы и периоды дефицита бензин в Кузбассе на 1,5, а то и 2 рубля дешевле, чем в Красноярске, Новосибирске, Абакане и в других регионах. Хотя у красноярцев под боком Ачинский нефтеперерабатывающий завод, и, казалось бы, им сам Бог велел иметь бензин дешевле, хотя бы в силу меньшей величины транспортной составляющей. Ан, нет. Монополист диктует свои цены – такие, какие ему удобны. А тут ещё опять заголовки газет пестрят предупреждениями о бензиновом беспределе: «Оптовые компании перестали продавать бензин АЗС», «Назревает бензиновый кризис». Одним словом, все мы являемся заложниками компаний - монополистов.

Мои размышления недавно подтвердил и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В губернаторском послании Совету народных депутатов он особо подчеркнул: « Цена бензина в Кузбассе самая низкая в России - 22 рубля 20 копеек за литр наиболее ходового 92 бензина. Каждый день из-за этого дешёвого бензина идут разного рода провокации нападки, критика в адрес губернатора. Её организуют монополисты, АЗС – им это не выгодно. Им надо задрать цены, а нам нужно их сдержать. Бензовозы идут потоком – берут в Кузбассе дешёвый бензин, а у себя продают подороже. Бензин из области вымывается. Сдерживать ситуацию тяжело, но мы обязаны это делать. Поэтому задача задач – запустить Яйский нефтеперерабатывающий завод».

Топливный кризис заставил и руководство страны признать монополизм в отрасли главной причиной многих проблем. Несмотря на то, что мощностей сибирских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) хватает для удовлетворения потребностей региона в бензине, крупные нефтяные компании отправляют топливо со своих НПЗ на экспорт, когда в самой Сибири на АЗС выстраивались очереди. Для того, чтобы эту проблему решить, в Кузбассе в 2008 году приступили к строительству собственного Яйского нефтеперерабатывающего завода, который должен полностью обеспечить потребности Кузбасса, а они составляют около 2 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Главными экономическими тенденциями Кузбасса за последние годы стали масштабная модернизация реального сектора экономики и ввод эксплуатацию новых производственных объектов машиностроительного и агропромышленного комплекса, перерабатывающих предприятий, транспортной инфраструктуры, угольной и энергетической отраслей. Для угольного региона, который является одним из самых крупных потребителей моторного топлива в СФО, потребление нефтепродуктов здесь растет в среднем на 5-7% ежегодно, это особенно важно. Имея устойчивый имидж угольного региона, казалось бы, Кузбасс должен в первую очередь строить новые угольные предприятия. Но сегодня практически все горючее сюда завозят по железной дороге и автомобильным транспортом из Омска, Ачинска, Ангарска, Башкирии, Тюменской области. В год получается примерно 30 тысяч железнодорожных цистерн и 7 тысяч бензовозов. Расстояние, на которое перевозится топливо, составляет до тысячи километров. Транспортную составляющую, которая влияет на цену бензина, эксперты оценивают до 15 процентов.

Ставку на свое топливо в Кузбассе сделали еще в начале 2000-х, когда в регионе начали появляться мини-НПЗ, как в народе их нарекли миникеросинками, мощностью до 100 тыс. тонн в год. Таким образом, пытались снизить зависимость от внешних поставок топлива в регион: свое всегда в наличие, да и дешевле привозного. Однако особого влияния на экономику региона это не оказывало. Серьезные заявки на общекузбасское значение проектов нефтепереработки сделало ЗАО «НефтеХимСервис», когда его руководители решили построить в Яйском районе мощный нефтеперерабатывающий завод, который расположился в 7 километрах от магистрального нефтепровода «Транснефть» и в 2 км от Транссибирской железной дороги. Нефтепродукты можно привозить и отвозить железнодорожным транспортом. Своя сортировочная станция обеспечит широкий диапазон маневровых работ. А чтобы обеспечить полную надежность снабжения, Яйский НПЗ будет опираться на разные источники сырьевого снабжения – использовать нефть и тех компаний, которые могут поставлять ее по железной дороге, и тех, что по трубе. Это будут две дублирующие системы.

Именно с этим НПЗ власти региона связывают основные надежды на принципиальные изменения структуры потребления топлива в Кузбассе. Уже совсем скоро Яйский НПЗ выдаст первое дизтопливо, которого так ждут угольщики, металлурги, строители, селяне – основные потребители моторного топлива. Расчетные показатели по выпуску продукции на НПЗ таковы, что уже на первом этапе «своим» топливом Кузбасс может закрыть не менее трети своих потребностей.

- Для Кузбасса пуск этого завода очень важен, - подчеркнул губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, - мы сейчас завозим ГСМ из нескольких регионов. Все это едет к нам в железнодорожных цистернах, затем переливается в бензовозы и развозится по всей области. Мало того, что этот груз опасен при транспортировке, но к тому же он дымит, газит, проливается. Поэтому ежегодный миллион тонн дизтоплива, который получат здесь после завершения первой очереди, очень важен. Это снимет напряжение с поставкой ГСМ к нам в область, создаст конкуренцию монополистам на розничном рынке нефтепродуктов и даст возможность новому предприятию зарабатывать деньги на завершение строительства.

Поэтому для Кузбасса строительство НПЗ стало, можно сказать, стратегическим проектом, реальным вкладом в формирование многоотраслевой экономики в регионе. По сути, у нас сегодня зарождается новая отрасль промышленности – нефтеперерабатывающая. Инициаторами проекта стали бывшие совладельцы угольной компании «Южкузбассуголь», известные специалисты угольной отрасли Александр Говор и Юрий Кушнеров. Строительство началось в самый разгар макроэкономического кризиса - в сентябре 2008 года. Конечно, они рисковали. Но сидеть и ждать лучших времён не в их правилах. «Если ставишь цель – имеешь шанс её достичь. Выше поставленной цели вряд ли чего достигнешь, поскольку куда целишься – туда и попадаешь. Но если не целишься, то не попадёшь никогда,- убеждён Александр Говор.- Если ваша цель - выживание во время кризиса, то в лучшем случае вы выживете. И то не гарантировано. Лучше ставить цель роста. Ожидание кризиса приводит к кризису. Ожидание роста - к росту». И они поставили такую цель. Мощное суперсовременное высокотехнологичное нефтеперерабатывающее предприятие, равных которому в России нет. На сегодня самый крупный инвестиционный проект Кузбасса оценивается в 57 млрд. рублей: на строительство первой очереди затрачено около 14 миллиардов рублей, на строительство второй и третьей очередей будет затрачено 18 и 25 млрд.руб. соответственно.

ОТ УНИКАЛЬНЫХ ИДЕЙ ДО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Строящийся нефтеперерабатывающий завод – это целый комплекс высокотехнологичных объектов: установка ЭЛОУ –АВТ, гидроочистка дизельного топлива, гидрокрекинг, установка замедленного коксования, риформинг с установкой изомеризации, очистка газов от сероводорода, установка производства серы, объекты общезаводского хозяйства, железнодорожная станция с эстакадами приёма нефти и налива товарной продукции и трубопровод, соединяющий площадку Яйского НПЗ с нефтеперекачивающей станцией «Анжерская».

На днях Министерство энергетики РФ включило завод в официальный список объектов нефтеперерабатывающей промышленности. На территории строящегося завода смонтировано все технологическое оборудование. Уже сверкают под солнцем серебристые 7-ми, 10-ти и 30-ти тысячные резервуары. Они оснащены понтонами - устройствами, которые не дают выходить парам нефти. Это обеспечит экологическую безопасность. Готовы принять первую продукцию складские помещения. Проложено более 130 километров подземных коммуникаций, введена в эксплуатацию электроподстанция, а также пятикилометровая линия электропередач напряжением 110 киловольт. Завершено строительство котельной, ремонтно-механического цеха, пожарного депо, азотной станции и воздушной компрессорной. Без вспомогательных цехов невозможна ритмичная работа огромного предприятия. Одновременно ведется завершение строительства приемо-сдаточного пункта в 150 метрах от Анжерской ЛПДС ОАО «АК Транснефть».

- У нас сейчас предпусковая стадия,- рассказывает директор Николай Подавылов - Полностью закончены строительно-монтажные работы. Гидро- и пневмоиспытания оборудования, которые проведены примерно на 50%. По части объектов уже ведутся пусконаладочные работы. В конце июня примем первую нефть, а уже в августе надеемся получить первые продукты переработки нефти. Всего в год завод будет перерабатывать 3 млн. тонн нефти. До 2015 года будет запущена вторая очередь и мы уже будем получать дизельное топливо, отвечающее стандарту евро 5, производство продукции будет увеличено, а к списку наименований добавятся нефтяной малосернистый кокс и сера. После пуска последней очереди завод сможет производить бензин и дизельное топливо качества евро 5, а также увеличит выпуск нефтяного малосернистого кокса и серы.

При разработке концепции завода советом директоров было принято самое оптимальное технологическое решение - глубина переработки должна превышать 90%. Это соответствует уровню переработки на лучших нефтеперерабатывающих заводах в Америке и в Европе. Все нефтеперерабатывающие заводы в России сейчас работают на отметке от 62 до 70%. Набор технологических установок Яйского НПЗ обеспечит выход качественных нефтепродуктов, отвечающих требованиям Технического регламента. Это, кстати, ещё один повод для зависти у кузбасских водителей. Мы-то все являемся заложниками не только компаний-монополистов, диктующим нам свои цены на бензин, а ещё и заложниками, так называемого, «бодяжного» бензина. Неизвестно где произведённый, он заставляет машину урчать, чихать, фыркать и изо всех сил сопротивляться движению, и, в конце концов, просто выводит её из строя. На мои сомнения, что российский автопром, привыкший к этому самому «бодяжному» бензину, под него настроенный и подлаженный, также будет реагировать и на стандарты евро, Николай Михайлович, улыбаясь, отвечает, что никто ещё не умер от качественных натуральных продуктов, а от подделок – случаи были.

ОПЕРЕДИТЬ - ЗНАЧИТ ПОБЕДИТЬ.

- Мы будем производить именно то качество дизельного топлива и бензина,- убеждает меня директор,- которое доставит удовольствие водителям, а не создаст им проблемы. Машина будет меньше расходовать бензина, увеличится срок службы двигателя и всех навесных агрегатов. Ещё одно важное обстоятельство – вся продукция нашего завода практически не будет загрязнять окружающую среду, так как это будут практически безсернистые продукты. Даже от КАМАЗов никаких выхлопов не будет. Ведь сейчас если едешь за этой машиной, то никакой кондиционер не спасает. С вводом завода на полную мощность ситуация на топливном рынке изменится в качественном направлении. Не только в Кузбассе, но и во всей Сибири. У меня есть полная уверенность, что на заправках, где будет продаваться наш бензин, всегда будет очередь.

А что, может быть так и будет. Ведь если из нынешней цены кузбасского бензина, напомню, он сейчас самый дешёвый в России, вычесть ещё и транспортную составляющую, которая составляет от 10 до 15%, да ещё и прибавить качество дорог в Кузбассе, оно тоже не в пример лучше многих, то стоит подумать о том, чтобы вообще сменить место жительства и переехать в Кузбасс. Кстати, о цене. Все технологические процессы Яйского НПЗ менее энергоёмкие, чем на других российских предприятиях. Это значит, что высокое качество продукции не повлечёт за собой увеличение цены.

На Яйском НПЗ будет полная, а не «лоскутная» система автоматизации технологического процесса, какая существует до сих пор на большинстве заводов, построенных еще в советское время. Здесь заложена распределённая система управления процессами, которая полностью исключает человеческий фактор. Безопасность технологического процесса обеспечивается высокой степенью автоматизации. Автоматическая система управления технологическими процессами способна мгновенно парировать любое отклонение от регламентных параметров. При возникновении аварийных ситуаций, система противоаварийной защиты включает системы блокировки, и работа оборудования моментально прекратится. Если же возникнет возгорание, то сработает автоматическая система пожаротушения. Ещё одно немаловажное достоинство нового завода: очистные сооружения обеспечат очистку стоков, образующихся в процессе производственной деятельности предприятия, и возврат очищенных вод в технологический процесс для повторного использования, что позволит минимизировать воздействие на окружающую среду.

К выбору технологического оборудования здесь подходили особенно скрупулезно. Прежде чем остановиться на той или иной модели, эксперты проводили тщательный анализ рынка на предмет надежности, соизмеримости цены и качества. Замечу: не всегда выбор делался в пользу импорта.

- По КИПиА и автоматизации Россия чуть «просела», - считает нефтепереработчик со стажем Николай Подавылов, - а это мозг любого предприятия - один из основных источников управления технологическим процессом. Поэтому выбор был сделан в пользу мировых брендов, таких как компания «Invensys». ООО «Инвенсис Проусесс Системс», российская «дочка» американской, точнее, транснациональной, компании Invensys, крупнейшего мирового поставщика оборудования, технологий и программного обеспечения для автоматизации технологических процессов на нефтеперерабатывающих предприятиях. Этот бренд подтвердил свое высокое качество в работе с такими ведущими мировыми компаниями, как «Shell», «Лукойл», «ExxonMobil», а также на нефтеперерабатывающем заводе в Индии, мощность которого составляет 70 миллионов тонн в год (на данный момент он самый крупным в мире).

Но покупкой оборудования дело не ограничилось. Изготовители и поставщики осуществляют обязательный шеф-монтаж оборудования. У производственников к монтажу и наладке оборудования, а также к его готовности к пуску в эксплуатацию претензий практически нет. Это не случайно. Ещё на стадии разработки проекта была выбрана стратегия, когда любое инженерное или технологическое решение проверяется многократно совместно с учёными, приводится в норму, затем происходит ревизия проекта и только после этого решение воплощается в реальность. Именно поэтому проект Яйского НПЗ с первого раза прошёл государственную экспертизу и получил положительное заключение. Это удаётся далеко не каждому.

РАБОТАЕМ БЕЗ ПЕРЕДЕЛОК.

Нынешний директор Николай Михайлович Подавылов уже больше 27 лет работает в нефтепереработке. Ему есть с чем сравнивать. Он знает все нефтеперерабатывающие заводы бывшего СССР, и новые предприятия в России, побывал в Европе, в Америке, знает все новейшие технологии, применяемые в мировой нефтепереработке.

- Наш завод строится не так, как обычно было принято,- рассуждает директор,- особенно в советские времена, когда всё было общее, а значит ничьё, поэтому особенно денег никто не считал - начнём, а потом посмотрим, что получится. Бывало и такое, что на некоторых стройках фундаменты заложат, а потом выясняется, что оборудование под них не подходит. Тогда фундаменты и целые участки просто взрывали… Когда ты видел это своими глазами, то можешь оценить, насколько больше порядка на нашей стройке. Наш совет директоров очень щепетильно относится к проекту. На этапе презентации происходит тщательное детальное обсуждение всех деталей. Нам, как инженерам, приходится отстаивать все свои решения, потому что там очень квалифицированные специалисты. И любое решение утверждается только советом директоров. Это подстёгивает всех к тому, чтобы не допускать нарушений, чтобы инженерная мысль работала, а не просто бездумно воплощала чужие решения. К счастью, у нас не было ни одной переделки. Мы этим гордимся. Я, например, побывал на многих подобных предприятиях, но нигде не видел таких производственных технологических эстакад, как у нас, обеспечивающих безопасную эксплуатацию завода и дальнейшее развитие. Это первое предприятие в России, которое будет отвечать таким высоким требованиям архитектуры и безопасности производства. Но нужно понимать, что первая очередь любого нефтеперерабатывающего завода стандартна. Она предусматривает первичную переработку нефти с выходом таких продуктов, как прямогонный бензин, мазут, атмосферные газойли разного фракционного состава. Глубина переработки на Яйском заводе в этом случае планируется на уровне 59-60%, но это предел для первичной переработки. С вводом в строй второй очереди, как я уже сказал, мы увеличим глубину переработки до 85%, а с пуском третьей – до 93%.

Совет директоров уже утвердил концепцию строительства второй очереди завода, которая предполагает увеличение мощности с трех до шести миллионов тонн в год. Специалисты-эксперты, проанализировав проектную документацию и график строительства, подтвердили, что инфраструктура завода построена с запасом, позволяющим такое увеличение объемов переработки. Намечено строительство еще одной установки ЭЛОУ-АТ-3 в дополнение к уже построенной, а так же строительство набора технологических установок второй очереди для обеспечения получения нефтепродуктов, отвечающих требованиям технических регламентов.

Полным ходом идёт процесс разработки технико-экономического обоснования. Технологический набор установок второй очереди, а их будет около 10, таких как установка замедленного коксования, гидроочистка, другие технологические процессы, которые позволят на выходе получить бензины и дизельное топлива высокого качества, а также электродный кокс, которого давно ждут в алюминиевой промышленности. Кстати, к работе по вторичным процессам нефтепереработки на этом предприятии уже подключились представители нескольких ведущих мировых компаний, среди которых «Фостер Уиллер», «Хоневелл», «Аксенс», а также институт нефти Франции. Запуск второй очереди завода позволит осуществлять ритмичную поставку горюче - смазочных материалов, что гарантирует реализацию планов Кузбасса по наращиванию объемов добычи угля.

Сегодня на строительной площадке работает более 1500 человек из восемнадцати подрядных организаций. Все они имеют опыт больших строек в России и за рубежом и зарекомендовали себя качественной работой. Конечно, новый завод совсем скоро потребует квалифицированных специалистов, которых будут готовить высшие учебные заведения Кузбасса.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКА.

- Для Кузбасса основное направление – это уголь,- продолжает Николай Михайлович . - И в таких специалистах нет дефицита, создана стройная система их подготовки. А с нефтепереработкой сложнее. Это абсолютно новое направление для области, но оно очень перспективно. Мы сейчас выстраиваем такую же систему подготовки специалистов, как угольщики. Главные специалисты имеют высшее специальное образование, полученное в лучших химических институтах и университетах, большой производственный опыт, наработанный в таких крупных компаниях, как ТНК, Лукойл, Роснефть. Сейчас они передают свой колоссальный опыт молодым специалистам. В Анжеро-Судженске идёт подготовка специалистов по федеральной программе на специальных курсах – операторов, киповцев, слесарей, наливщиков. Мы проводим для них специальное обучение со стажировкой на Ачинском НПЗ. Заключён договор о сотрудничестве с кузбасским техническим университетом, где будет создан факультет, готовящий специалистов для Яйского НПЗ. Ведь даже оператор на нашем заводе должен иметь высшее образование, потому что современная техника и применяемые технологии требуют от эксплуатационника повышенных знаний, в том числе IT- технологий. И, конечно, перетягиваем специалистов из других НПЗ, которые обеспечат грамотную эксплуатацию нашего завода.

Для новых специалистов будет строиться жильё и осуществляться социальные программы. Администрация Анжеро-Судженска уже выделила место для его строительства. Думаю, что одним домом дело не ограничится. Ведь завод потребует около 1,5 тысяч работников. Если это молодые специалисты, значит, будут создаваться молодые семьи, появятся дети. Нужны будут детский сад, школа, поликлиника. У Анжеро-Судженска откроется второе дыхание. Завод вдохнёт в этот, некогда умирающий, город новую жизнь. Правда, придётся поменять статус «угольного» города на город нефтяников. Ведь со временем Яйский НПЗ превратится в градообразующее предприятие. Предполагается, что с выходом завода на полную мощность, в бюджет области он станет перечислять несколько млрд. рублей. «Перепадёт» и Анжеро - Судженску. На эти деньги город может динамично развиваться. Уже сейчас, на стадии строительства, акционеры НПЗ поддерживают различные мероприятия, которые проводятся администрацией Анжеро-Судженска и Яйского района. А когда предприятие начнёт работать и зарабатывать, тогда каждый житель города и Яйского района почувствует это на себе. Потому что люди, которые затеяли всё это, очень хорошо понимают, что работники должны не только хорошо работать, но ещё и хорошо жить.

Топливная отрасль является локомотивом экономического развития нашего государства. Во многом благодаря именно объемам нефтегазовой добычи наполняется государственная и региональная казна. А это зарплаты бюджетникам, средства на целевые национальные программы, перевооружение армии и флота. Нефть и газ дают тепло и свет нашим домам, двигают наши автомобили и направляют валютный поток в сторону России. Глубокого уважения достоин труд людей, посвятивших свою жизнь нелегкому, но благородному занятию.

В 2011 году Новокузнецкая компания «НефтеХимСервис» стала лауреатом Общероссийской общественной премии «Национальное величие», а руководители –председатель совета директоров Юрий Кушнеров и генеральный директор Александр Говор были удостоены специального приза «За укрепление репутации отечественного бизнеса».

«Сибирская марка», №3-4 2012


Возврат к списку